Публикации

Архипастырь земли Марийской 84

29 декабря 2023г.
Автор: Людмила Протасова, Марина Бикмаева, «Мироносицкий вестник» №11 2023 г.

Продолжаем серию публикаций, посвященных священномученикам Марийским – ходатаям у Престола Божия за наш край. Сегодняшний рассказ – о епископе Леониде (Антощенко), назначенном на Марийскую кафедру в безбожном 1937 году. О нем мы побеседовали с сотрудником Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской епархии диаконом Димитрием Смирновым.

– Будущий священномученик Леонид, а тогда просто Лаврентий Евтихиевич Антощенко, родился 6 августа 1872 года в Екатеринославской губернии в деревне Мало-Николаевка Бахмутского уезда (сейчас это достаточно известная местность в Донецкой области) в простой крестьянской семье. Образование у Лаврентия, как и у большинства крестьян того времени, было только начальное.

В 1896 году Лаврентий Антощенко поступил в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где подвизался послушником до 1904 года, а затем был переведен в Московский Чудов монастырь. В 1905 году он принял монашеский постриг с именем в честь мученика Леонида, и 16 октября того же года был рукоположен во иеродиакона. В монастыре отец Леонид показал себя активным, деятельным и надежным человеком, о чем можно судить о должностях, которые он занимал, выполняя целый ряд ответственных послушаний. С самого начала он нес клиросное послушание, был смотрителем архиерейских покоев при монастыре, затем стал монастырским казначеем, в чьем ведении было все монастырское хозяйство и финансы. В сохранившейся клировой ведомости обители об иеродиаконе Леониде оставлена заметка: «Поведение весьма хорошее, к послушаниям способен».

В 1910 году иеродиакон Леонид назначается заведующим Санкт-Петербургским подворьем Пекинской Духовной миссии. Как раз в конце XIX – начале XX века православная вера широко проповедовалась в Северном Китае, но поскольку миссия нуждалась в финансовой подпитке, в крупных городах создавались подворья. Конечно, было такое подворье и в столице Российской империи. Прибыв в Санкт-Петербург, отец Леонид (Антощенко) был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к своим обязанностям.  В 1911 году ему было поручено строительство храма при подворье Пекинской миссии, которое успешно завершилось через три года.

Конечно, подворье активно занималось сбором средств на нужды миссии, вело просветительскую работу. С 1912 года при подворье постоянно действовала церковноприходская школа, где иеромонах Леонид преподавал Закон Божий, церковное пение и проводил пастырские беседы. Здесь же был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для путешественников, отправляющих на Дальний Восток, богатая библиотека. При подворье также было организовано «Общество трезвости» – пьянство было распространенным пороком того времени. К 1914 году Общество насчитывало более 30 тысяч человек, каждый день за утренним и вечерним богослужениями шла запись желающих дать обет трезвости.

После революции Пекинская миссия прекратила существование, а ее храм в Санкт-Петербурге, переименованном в Ленинград, стал приходской церковью. Возглавлял приход отец Леонид, возведенный в 1919 году в сан архимандрита, он также был председателем церковной двадцатки. При храме действовало Братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей Ленинграда.

В 1922 году последовал первый арест отца Леонида, но через месяц его отпустили, и он прослужил в Ленинграде еще пять лет. 26 июня 1927 года архимандрит Леонид был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии, и отбыл в Переславль. Здесь он показал себя деятельным пастырем, в том числе в решении конфликтных вопросов с властями. Когда в 1928 году в Переславле был закрыт соборный храм, епископу Леониду пришлось бороться за право посещения приходов в своей епархии. Сегодня для нас кажется естественным, что правящий архиерей в пределах своей епархии ездит на приходы и совершает там богослужения. А в то время так поступать было нельзя, епископ мог служить только в храме, к которому был приписан. И владыке Леониду приходилось преодолевать множество препонов, чтобы совершать богослужения в других храмах Переславля, которых к 1930 году насчитывалось 18. На богослужения собиралось множество верующих, в городе находились мощи Ярославских чудотворцев, к которым стекались паломники.

Естественно, такая оживленная религиозная жизнь в Переславль-Залесском викариатстве раздражала советскую власть. И 1 февраля 1930 года епископ Леонид (Антощенко) был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, хранении контрреволюционной литературы и провоцировании массовых беспорядков. На единственном допросе, состоявшемся в тот же день, владыка своей вины не признал, тем не менее решением тройки ОГПУ по Ивановской области он был осужден на 5 лет лишения свободы и сослан в Пинюгские лагеря – это на самом севере Кировской области, где в то время проходило строительство железной дороги. Заключенные с тачками и лопатами возили землю и создавали железнодорожную насыпь. Трудились вручную, легко одетые, на морозе и ветре…

Работая наравне со всеми, владыка Леонид продолжал занимался тем, чем и должен заниматься пастырь, – окормлял православных заключенных, исповедовал людей, беседовал с ними, поддерживая дух верующих. Верующим каким-то образом удавалось передавать в лагерь Святые Дары – и он причащал заключенных. Один раз епископ Леонид даже совершил в лагере монашеский постриг. Впоследствии постриженик владыки архимандрит Сергий (Савельев) в книге «Далекий путь» опишет события, очевидцем которых он был. Вначале заключенным, несмотря на строгий надзор, иногда удавалось совершать богослужения – так, в 1930 году, сшив из полотенец облачения, они совершили в полночь в бараке Пасхальную утреню, с воодушевлением пели тропарь, канон и стихиры. А на следующий год верующих вынудили в Пасху молча лежать на нарах…

После освобождения из заключения в сентябре 1932 года владыка Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали и сослали в город Балахну Нижегородского края, а в 1933 году последовала новая ссылка – в город Сенгилей близ Ульяновска. То есть власти не давали владыке подолгу оставаться на одном месте, и он продолжал окормлять и утешать своих духовных чад через переписку.

По окончании ссылки в декабре 1934 года Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Леонида на Кугнурское викариатство Пермской епархии, где владыка служил до марта 1935 г., а затем некоторое время находился на покое, проживая под Волоколамском и совершая службы в сельском приходском храме.

На марийскую кафедру епископ Леонид получил назначение в марте 1937 года. По воспоминаниям его духовного чада архимандрита Сергия (Савельева), владыка, прощаясь с близкими и уже сев в вагон, владыка «пророчески указал себя в грудь и в землю», то есть он предчувствовал, что это место служения станет для него последним, завершающим его земной жизненный путь. Прибыв в Йошкар-Олу, епископ Леонид поселился в доме №4 на улице Зарубинской (ныне это улица Комсомольская), а с 1 октября 1937 года переехал в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Одна из проблем, с которыми столкнулся епископ Леонид, – это обновленческое движение на территории марийского края, которое в 30-х годах еще было достаточно сильным. Примером может служить то, что в 1935 году обновленцам передали Вознесенскую церковь Йошкар-Олы, которая до этого была в ведении православных староцерковников. В итоге в городе не осталось ни одной действующей православной церкви, а храм в Семеновке стал оплотом православия, где и служил правящий архиерей, священномученик Леонид. По воспоминаниям очевидцев, владыка Леонид был скромным, вежливым, аккуратным, неторопливым человеком, к нему за советом, за утешением, с любым вопросом мог подойти абсолютно любой, он всех приветствовал улыбкой, всех благословлял. Особенно радовали владыку дети, он старался их ободрить, погладить по голове, раздавал нехитрые гостинцы. С тех времен в храме села Семеновка сохранился требник епископа Леонида, на котором стоит печать «Санкт-Петербургское подворье Пекинской духовной миссии» – эта небольшая книжка лежит в алтаре.

Согласно отчетам государственных и партийных органов того времени, религиозная жизнь в Марийской АССР с приездом епископа Леонида заметно оживилась, и это не осталось без внимания властей. 21 декабря 1937 года владыка Леонид был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. Было проведено два допроса, в вину ему ставили контрреволюционную деятельность, но он себя виновным не признал. Несмотря на это, тройка НКВД приговорила его к расстрелу, приговор в исполнение был приведен 7 января 1938 года, в праздник Рождества Христова.

В собор новомоучеников и исповедников Церкви Русской имя епископа Леонида (Антощенко) было внесено 17 июля 2002 года. Память его совершается на следующий день после его мученической кончины – 8 января, в храмах нашей республики совершаются полиелейные богослужения.

В центре Йошкар-Олы, на площади Оболенского-Ноготкова, летом 2008 года был установлен памятник священномученику Леониду – архипастырь Марийской земли не оставляет своих чад, продолжая возносить за них свои молитвы – теперь уже на Небесах, у престола Божия.